Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности. Информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении является управленческой деятельностью, так как призвана направлять работу всего педагогического коллектива на решение задач образовательной программы. В связи с этим обеспечение оптимального функционирования детского сада невозможно без организации планомерного, систематического контроля.
Являясь одним из главных источников получения информации о качестве работы сотрудников детского сада, контроль выступает базой для принятия управленческих решений; позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с целями и задачами педагогического процесса, а также определить пути и методы устранения выявленных недостатков.
Контроль не является замкнутой системой внутри педагогического процесса. Он связан с другими функциями или стадиями методической работы, зависит от них и оказывает на них влияние. Получение результатов контроля не является самоцелью, это лишь определенный этап работы. Результаты необходимо проанализировать с тем, чтобы выявить причины сложившегося положения дел, выработать рекомендации по устранению недостатков и распространению положительного опыта. Кроме того, контроль должен основываться на принципах демократичности и коллегиальности в управлении, а также возможности каждого члена коллектива участвовать в управлении учреждением. Чтобы отвечать этим требованиям, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.
Оперативный контроль. Направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах педагогического процесса, выявление причин, нарушающих его. По итогам оперативного контроля вносятся изменения в педагогическую деятельность. Оперативный контроль — это не констатация фактов, а их сравнение, обобщение, анализ, поиск причин, вызвавших ту или иную проблему. Оперативный контроль часто называют текущим или ежедневным.
Тематический контроль. Тематический контроль помогает собрать наиболее полную информацию, а следовательно, вовремя внести коррективы в работу педагогического коллектива или отдельного воспитателя. Тематика изучения состояния воспитательно-образовательного процесса планируется в годовом плане.
Итоговый контроль. В деятельности руководителя постоянно возникает необходимость подведения результативности работы за разные периоды, т.е. подведение итогов по самым разным вопросам. Инструментарием здесь является итоговый контроль. Если мы говорим о результатах педагогического процесса, то это итоги работы ДОУ за полугодие, учебный год, итоги летней оздоровительной работы.
№ |
Мероприятия |
Срок |
Ответственные |
||
Ежедневный контроль Цель: качественное выполнение ежедневных мероприятий |
|
заведующий
|
|||
1. |
Выполнение сотрудниками инструкций по охране жизни и здоровья детей |
Постоянно Ежедневно |
Медсестра
|
||
2. |
Учебно-воспитательный процесс: подготовка, организация
|
В течение года |
ст.воспитатель |
||
3. |
Организация питания детей: сервировка стола, дежурства детей, участие воспитателя в обучении приема пищи.
|
В течение года |
ст.воспитатель
|
||
4. |
Проведение воспитателями оздоровительных мероприятий в режиме дня.
|
Постоянно Постоянно |
Медсестра
|
||
5. |
Выполнение сотрудниками режима дня, санэпидрежима.
|
года В течение |
заведующий |
||
7. |
Соблюдение правил внутреннего распорядка дня.
|
В течение года
Постоянно
|
заведующий
|
||
8. |
Выполнение сотрудниками должностных инструкций по охране труда.
|
||||
9. |
Подготовка педагогов к рабочему дню. |
|
ст.воспитатель
|
||
Оперативный контроль Цель: изучение деятельности и определение эффективности работы с детьми. |
|||||
1. |
Анализ заболеваемости детей и сотрудников.
|
Ежемесячно |
Медсестра
|
||
2. |
Выполнение педагогами решений педсовета. |
1 раз в 2 месяца |
Ст.воспитатель
|
||
3. |
Состояние документации по группам. |
1р. в кв. |
Ст.воспитатель
|
||
4. |
Маркировка мебели по ростовым показателям детей группы.
|
сентябрь |
Медсестра
|
||
5. |
Сменность материала в родительских уголках |
1 раз в 2 месяца |
Ст.воспитатель
|
||
6. |
Наличие планов воспитательно – образовательной работы |
В течение года |
Ст.воспитатель
|
||
7. |
Планирование и проведение утренней гимнастики и упражнений после дневного сна. |
В течение года |
Медсестра
|
||
8. |
Смотр «Снежные постройки»
|
декабрь |
Ст.воспитатель |
||
9. |
Акция «Птичья столовая» |
Февраль - март |
Ст.воспитатель
|
||
Тематический контроль Цель: выявить соответствие проведенной педагогической работы и показателей развития детей. |
|||||
1. |
В соответствии с темой годового плана
|
декабрь |
Ст.воспитатель
|
||
2. |
В соответствии с темой годового плана |
Март- апрель |
Ст.воспитатель
|
||